Плюсы и минусы карбоновых дисков

карбоновые дискиС момента создания первого автомобиля почти все составные части транспортного средства делались из стали или других металлов. И причину легко понять: подобные материалы характеризуются высокой прочностью и относительной простотой обработки, а при необходимости изделия из стали можно без проблем отремонтировать.

Однако у такого подхода имеются недостатки. Особенно трудно приходится поклонникам спортивных авто, которые стремятся максимально облегчить авто для повышения скорости и управляемости. Следует отметить, что легкие металлы в большинстве своем не слишком прочные.

Решением проблемы стал карбон, также известный как углепластик. Нельзя сказать, что он полностью лишен недостатков, но в легкости и прочности этому материалу не откажешь.

Карбон: производство и применение

Углепластик относится к числу композитных материалов, которые изготавливаются из полимерных смол и углеродного волокна.

Эти волокна чрезвычайно тонкие – диаметр самого толстого не превышает 0,010 мм. В основе материала – атомы углерода, соединенные в микроскопические кристаллы.

Результат – надежность и отличный внешний вид. Обработка материала более сложная, чем при использовании стали, но для современных технологий нет ничего невозможного. Из углеродного волокна делается ткань, которая укладывается в конкретную форму (вручную или автоматически). Затем ее размещают в полимере и подвергают воздействию высокой температуры и давлению. Вот он, карбон!

Преимущества материала

  • выдерживает чудовищные нагрузки. На высочайших скоростях, где обычные диски теряют функциональность, карбоновые модели ведут себя отлично. Они идеальны для спортивных автомобилей;
  • легкий – куда легче стали. Это тоже по нраву поклонникам быстрой езды, ведь даже небольшой перевес приводит к ухудшению характеристик. Кроме того, легкая машина может использовать менее мощный двигатель, а значит, расходуется меньше топлива. Эксперты утверждают, что использование такого диска позволяет сэкономить до 5 кг веса авто на каждое колесо;
  • обладает отличными аэродинамическими характеристиками. Почти никакого сопротивления воздуха, а значит, ниже потребление топлива и износ.

Есть ли недостатки?

Увы, да. Карбон не идеален.

Во-первых, он стоит дороже, чем традиционные металлы. Причина заключается в сложности производства – далеко не каждая компания может позволить себе изготовление подобного полотна. Нужны высококвалифицированные сотрудники, новейшее оборудование и солидные инвестиции.

Во-вторых, на создание карбоновых дисков тратится гораздо больше времени. Стальные модели можно штамповать в промышленных масштабах; углепластик требует деликатного подхода.

В-третьих, материал не так-то просто ремонтировать. Металлические диски даже после аварии можно восстановить – например, методом сварки. Если произошла деформация карбоновой модели, возникает множество острых краев и осколков. Восстановить начальное состояние возможно, но это долго и дорого.

Кроме того, сейчас производители заботятся об экологической безопасности своей продукции. Многие части машин после утилизации можно переработать в что-то другое. Углепластик слабо пригоден для повторного применения. Переработать его можно, но, опять же, это требует солидных финансовых трат.

Карбон не слишком хорошо сочетается с металлическими элементами ходовой части. При постоянном контакте деталей в среде с высоким содержанием соли металлические части быстро разрушаются. Приходится устанавливать защиту, что тоже приводит к повышению расходов.

Этот материал может быстро потерять привлекательность при неправильном уходе (статья: как ухаживать за дисками) Достаточно непродолжительного прямого воздействия солнечных лучей, и углепластик поблекнет. Чтобы этого не случилось, его дополнительно обрабатывают.

Сфера применения карбона

Благодаря особенностям процесса изготовления дисков, их можно использовать в автомобилях разного типа. Сначала материал заливается в подходящую форму, затем специалист настраивает размер и внешний вид будущего колеса. Для этого используется компьютерное оборудование, так что точность будет максимальной.

Именно карбон чаще всего устанавливается на болидах «Формулы-1». Использование такого колеса на обычной машине – нельзя назвать рациональным, ведь стоимость одного колеса превышает несколько тысяч долларов. Если речь идет о нестандартных авто или авторском дизайне, стоимость возрастает еще сильнее.

Некоторые производители легковых авто уже начали оснащать свои новинки дисками из углепластика. Тут отметились и Audi, и BMW – они используют собственные производственные мощности. По словам экспертов, в будущем каждая машина будет укомплектована таким диском, что позволит произвести революцию на колесном рынке.

Пока что основная сфера применения дисков из углепластика – это изготовление колес для суперкаров и лучших спортивных моделей. Производители стремятся удешевить производство для запуска изделий в массовую продажу, и им уже удались некоторые достижения в этой области.